Статьи

Чем отличается задвижка от вентиля

Задвижка и вентиль – разновидности трубопроводной арматуры, которые предназначены для перекрытия либо регулирования потока жидкости или газа в коммуникациях гидравлическим систем различного назначения. Далекие от этой сферы люди нередко путают эти устройства. Несмотря на то, что внешне они могут быть похожи, их конструктивные отличия обуславливают функциональные различия и специфику их применения. Ключевым отличиям этих устройств и посвящен этот материал.

Конструктивные отличия задвижки и вентиля

Главным отличительным фактором рассматриваемой продукции является конструктивное исполнение запорного органа.
У задвижки в этом качестве выступает клин либо дисковых затвор, образованный одним-двумя дисками. При осуществлении вращения шпинделя он движется в направлении, перпендикулярном потоку жидкости, тем самым закрывая либо открывая проходной канал узла.

У вентиля же запорный орган выполнен в виде золотника со штоком либо конуса на резьбе. При повороте штока он движется параллельно потоку среды до опускания запора на седло до полной герметизации канала.

Но на этом конструктивные различия не заканчиваются. Поток движется через цилиндрический корпус задвижки, находящейся в открытом положении, по прямой с минимальными гидравлическими потерями. Они все равно имеются за счет сужения проходного сечения узла и уплотнительных колец в его канале. Последние обеспечивают герметичность узла при закрытом положении запорного органа.

Корпус вентильного клапана устроен куда как сложнее. Внутри него движение потока производится не по прямой, а преодолевает два поворота под углом в 90º. Это решение существенно повышает гидравлическое сопротивление даже при открытом положении запорного элемента. То есть, скорость движения потока тут сразу понижается. При вращении штока запорный элемент проходит куда меньший путь – всего четверть диаметра условного прохода (напомним, у задвижки он перемещается на всю величину диаметра). Именно поэтому строительная высота вентиля ощутимо меньше, чем у задвижки.

Функциональные различия задвижки и вентиля

Важным функциональным различием между этими двумя типами арматуры является количество положений запорного элемента в каждом из них. В случае задвижки таковых два – закрыто и открыто. У вентиля доступно также промежуточное положение с частичным перекрытием потока жидкости либо газа, что позволяет регулировать его интенсивность и влиять на ряд характеристик.

Сравнение преимуществ и недостатков вентилей и задвижек

Рассмотрим ряд факторов в контексте сравнения этой трубопроводной продукции:
  1. Скорость открытия и закрытия запорного элемента. У задвижки она больше за счет вчетверо большего пути, который необходимо пройти запору. Соответственно, быстродействие вентиля после получения сигнала от командного устройства или при управлении вручную всегда выше.
  2. Величина гидравлического сопротивления. Как уже отмечалось, у полнопроходных задвижек она минимальная, у вентиля – ощутимая.
  3. Отсутствие застойных зон. У задвижек ввиду специфики конструкции их просто нет, что определяет их применение на линиях по перекачке загрязненных и вязких сред. Подобное применение вентиля невозможно ввиду повышенного износа и сокращения срока службы узла из-за коррозионных процессов.
  4. Герметичность запирающего органа. Задвижке сложнее обеспечить тотальную герметичность. За счет трения ее затвора с уплотнителями постепенно приводит к их деградации и необходимости замены. У вентиля затвор плотно садится на седло без процесса трения, что исключает вероятность их износа.
  5. Место локализации на коммуникациях. Задвижка монтируется исключительно на прямых участках контура. Вентили же предлагаются производителями в двух исполнениях – проходном и угловом. Последний тип узлов позволяет установить их в месте поворота трубы под прямым углом.
  6. Учет направления потока рабочей среды. Задвижка может устанавливаться без учета этого фактора и при необходимости работать в оба направления. Вентиль же монтируется со строгим соблюдением направления потока жидкости, которое указывается стрелкой на корпусе изделия.
  7. Диаметр трубопровода. Задвижка может монтироваться и функционировать на линиях с внушительным диаметром трубы. Вентиль же в этом плане проигрывает. Объясняется это тем, что с ростом размера трубы мощность проходящего потока растет. И на определенных значениях посадка затвора в седло под воздействием боковой силы будет затруднена.
  8. Строительная длина. Вентиль и тут проигрывает (примерно на 50% длиннее) сравниваемой с ним арматуре за счет более сложной конструкции узла.

Несмотря на различия, оба типа трубопроводной продукции активно применяются в гидравлических и газовых системах различных объектов. Если вы хотели бы купить лучшие образцы рассмотренных гидравлических узлов, то каталог нашей компании будет оптимальным местом для ее заказа. В нем представлен широкий ассортимент этих двух категорий трубопроводной продукции. Так, в частности, у нас можно купить задвижки Гранар от российского бренда АДЛ:
  • KR11 и KR20;
  • Спецверсии для противопожарных систем KR14, KR16 и KR17;
  • Поставляемые в сборе с электрическим приводом Гранар KR15 и KR12.

Вентильные клапаны же в каталоге нашей компании представлены гораздо шире. Перечислим только бренды, указанную продукцию которых из этой категории можно купить: